Стрижке волос по дню рождения


Терис бата
Проклятие. Хотя оно и носит название "бата", это один из видов наказания. "Терис бата" давали отцы своим детям, не оправдавшим их доверия или опозорившим своих родителей, что считалось недопустимым: руки держали тыльной стороной перед липом и произносили страшные слова проклятия. Это не смывалось и оставалось пятном на следующих поколениях. Таких людей сторонились, не любили.

Байлау
"Байлау" (от слова "байла"-привязать что-либо), на ходку или добычу нужно уступить, подарить своему попутчику, другу. Этот обычай казахи называют "байлау". Человека, нарушившего данный обычай, считали нарушителем дисциплины. "Байлау"- проявление щедрости, знак уважения, как обычая, так и рядом находившегося человека. Однако по примете первая добыча первенца охоты никому не уступается.

Баутагар
Как было указано выше, охотники свою добычу дарят, то есть "байлайды". Охотнику вместе с благодарностью в знак признательности вручаются деньги или другая какая-либо вещь. Это называется "баутагар". Если принимающий "байлау" не дает "баутагар", второй раз такому человеку "байлау" не положен. Существует примета: не дав "баутагар", можно потерять скот.

Бармагын жалау
Разделить трапезу гостя. Приближенные или друзья приглашенного в гости уважаемого человека объявляют хозяину дома: мы пришли разделить трапезу того-то. В этом нет ничего предосудительного, а наоборот, почет возвышает гостя, и хозяин искренне радуется. Иногда хозяин очага приглашает молодых людей: к нам пожалует такой-то аксакал, приходите "бармагын жалауга" (разделите трапезу). Это хоть и не специальное приглашение, однако оно является знаком уважения молодых по возрасту. Путей общения и взаимоуважения в национальных обычаях очень много, "бармагын жалау" - один из этих обычаев.

Барымта
Насильственный угон лошадей вооруженной силой между враждующими родами. В былые времена при спорах сторона, не сумевшая доказать свою правоту, в отместку угоняла лошадей. "Барымта" не считалась кражей. Однако последствия могли быть очень серьезными. "Барымту" применяли, если противоположная сторона долго тянула с выплатой "айып" (штраф). "Барымту" также использовали как месть. В эпопее М.Ауэзова описывается "барымта" между враждующими Базаралы и Такежаном. В прошлых веках "барымта" в казахских степях встречалось часто.

Бал басы
Преподношение гадалыцику/це/. Раньше очень часто можно было встретить гадальщиков, ворожей, гадающих на косточках (кумалак), на лопаточном масле барана (жауырын). И в наше время можно увидеть таких людей, обладающим особым природным даром. Гадают на утерянный скот, вещь; гадальщики могли предугадать радости и печали и многие из них сбывались. Труд гадальщика, ворожеи по книге или на косточках должны оплатить. Его называют "бал басы". Установленной суммы, объема платы "бал басы" не бывает. Каждый может отблагодарить как может. Беднякам и т.п. людям гадатели гадали "кудай ушин", т.е. бесплатно. В свою очередь те выражали благодарность в виде бата (благопожелание). Если гадальщик устанавливал и просил определенную сумму денег или скот, к таким людям народ не обращался, не уважал и не верил их гаданиям.

Байге
Приз, премия. У многих эта традиция ассоциируется со скачками, однако, это одностороннее понятие. Той, стрижке волос по дню рождения ас, праздники не проходили без единоборств, без айтыса акынов, без скачек. "Байге"-премию получали в первую очередь чемпион по борьбе и скакун. Особенно большой приз получал скакун. Победителю в виде "байге" давали 100 и более лошадей. Получивший "байге" не угоняет весь скот в свой аул. "Байге" борцам - верблюд, покрытый ковром; акынам - накидывали чапаны и дарили хорошего коня. "Байге" - приз одержавшему победу. Высокочтимая традиция нашего народа, которая служит подъему духовности, культуры.

Белькотерер
Угощение для пожилых. Так называется специальное угощение для пожилых, которые нуждаются в особом уходе. Для них готовится вкусное, мягкое, калорийное угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Угощение готовят и приносят дети, соседи, близкие. Благодарные и тронутые вниманием, заботой окружающих, пожилые выражают свою признательность в "бата" (благопожелание). Эта традиция служит примером заботы о родителях, пожилых людях. "Белкотерер" готовится и для выздоравливающих после тяжелой болезни.

Бес жаксы
Пять ценных вещей. Как звучит и в названии данной традиции, "бес жаксы" дарили самым уважаемым баям и мырзам, батырам, биям, почитаемым людям в знак почета, уважения, дружбы. Между сватами "бес жаксы" дарили вместо калыма, киита. "Бес жаксы" - знак самого высокого почитания, уважения. К "бес жаксы" относятся: I. Верблюд - "кара нар". 2. Быстроногий скакун - "жуйрик ат". 3. Дорогой ковер (персидский) - "калы килем". 4. Алмазная сабля - "алмас кылыш". 5. Соболья шуба - "булгын ишик". Между сватами одна из вещей заменяется "саукеле", вышитым драгоценными камнями и украшениями (головной убор невесты). Эта традиция определяет такие качества, как богатство, а также и возвышает честь двух сторон. Одна вещь "бес жаксы" оценивается в 4-5 лошадей.

Бетке тукиру
Оскорбление. Не оскорбляя словами, не рукоприкладствуя, свое презрение, злобу выражали плевком в лицо - "бетке тукиру". Бессильный, униженный от обиды вынужден на подобный поступок. Это могло привести к тяжелым последствиям, так как "бетке тукину" - самое тяжелое оскорбление для человека.

Босага майлау
Перед тем, как молодая невестка переступит порог правой ногой, близкие родственницы (женщины) обмазывают порог, косяки маслом. Примета, чтобы все шло у молодых как по маслу. Человеку, выполнившему обряд, положен "каде" (презент).

Дау
"Дау" - спор. У казахов вызывали большие споры штрафы, споры о земле и споры, связанные с вдовой. Спорящие стороны обращались для разрешения к биям. Проводились собрания. Обе стороны красноречиво высказывали свои доказательства (претензии). Просящие слова бросали свою камчу на середину. При таких спорах верховный би (тобе би) решал спор, заключал перемирие. Вынесенное решение аксакалов, биев - закон, и он обсуждению не подлежит. За решение споров обычно высчитывалась одна десятая часть скота.

Дауыс
"Дауыс"-плач. Пережившие сильное потрясение, перенесшие горе, страдание, удары судьбы, горько оплакивали свою жизнь. "Дауыс" исполняется с определенным мотивом, стихами и в основном только женщинами. Услышав плач, старшие по возрасту соседи приходят и успокаивают. "Дауыс кылу" часто можно было слышать в 1928-м (год конфискации), 1934(голод), 1937(репрессии), 1941-1945 годах (Великая Отечественная война). Ныне, к счастью, этот обряд почти полностью забыт. Есть в нашей традиции тождественные понятия: "дауыс кылу" и "жоктау", однако путать их ни в коем случае нельзя. "Жоктау" - плач по усопшему, "дауыс кылу"- выражение внутреннего состояния.

Дерт коширу
"Дерт коширу" (букв, дерт - болезнь, коширу - удалить). Заболевшего человека или скот лечили путем "дерт коширу". Аулчане и молодежь, собравшись, вслух произносят название болезни и вслух говорят "кош! кош!", что означает "уйди, удались!". Произносится четверостишие, сложенное специально для обряда. "Дерт коширу" применяется и при кожных заболеваниях. Ныне эта примета совершенно забыта.

Денгене
Один из забытых обычаев, когда 3 или 4 молодых джигита являются к состоятельному хозяину и объявляют, что пришли на "денгене". Условия обычая таковы: хозяин, узнав цель прихода, режет жирного барана, варит все мясо. Напросившиеся джигиты должны съесть все мясо, запить сорпой. И, если они не смогут осилить все мясо и сорпу, то считаются проигравшими пари и должны возместить ущерб в двойном размере. "Денгене" называют еще "сирне". В южных областях Казахстана "денгене" называется обычай, когда 4-5 семей в складчину режут скот и делят мясо на всех. По окончании мяса режут в складчину еще один скот и так далее. Это скорее всего из-за теплых климатических условий региона, чтобы не испортилось мясо.

Дуре
"Дуре" -наказание. Тяжелое, позорное, телесное наказание - "дуре салу" (бить розгами). Камчой наносили 25, 50, 75,100 ударов, в зависимости от провинности. Такое наказание несли воры, предатели - все, совершившие тяжкие преступления. Процесс наказания проходил перед всем народом. Это имело огромное волос воспитательное значение. Не многие решались пойти на преступления после увиденного зрелища. За умерших во время наказания "кун" не платили.

Ен
"Ен" (белги)- знак, метка на животных. Основой хозяйственной жизни казахов было скотоводство. У каждой семьи, аула, ру (рода) были свои метки (ен) на животных, по которым безошибочно можно было определить хозяина. Метка ставилась в основном на ухе животного или на рогах. "Ен" невозможно было стереть или переделать. Там, где стоит метка, никакого спора не должно было быть. Метка может быть в виде прямого, косого надреза, вдетой серьги и т.п. Раньше метки ставили и на рабах.

Ерулик
Угощение вновь прибывшим соседям (новоселам). Новоселов аулчане звали на "ерулик", то есть приглашали к себе в гости, чтобы они быстро адаптировались в новой среде. Эта традиция имеет как социальную, так и общественную значимость. У новоселов первое время не бывает, к примеру, дров или питьевой воды. В это время и приходят на выручку соседи. Еще одна грань многогранной традиции казахского народа.

Емге сурау
<Емге сурау> (смысл. просить для излечения). У казахов необходимую вещь или продукт питания при нужде просят на излечение (емге сурау). К примеру, казы, майское сливочное масло и т.д. По установленному казахскому обычаю, если просили на "емге", просящему в просьбе не отказывали. У народа нет обычая перешагивать установленные порядки.

Емшегин кокке сауу
За гнусное отношение к родителям, за занятие рукоприкладством, к оскорбившим или за поступок, противоречащий человеческому, моральному облику, существовали тяжкие виды наказания, как проклятие отца (терис бата), проклятие матери -"емшегин кокке сауу" - вздаивание грудного молока с проклятиями. Подобное проклятие - самое тяжелое и снятию не подлежит. Таких детей люди презирали и заботу о них не проявляли.

Есекке терис мингизу
"Есекке терис мингизу" - сажать на осла задом наперед. Преступника, позорника/цу/, женщин, мужчин легкого поведения по степным законам судили и наказывали строго. Виновного сажали на черного осла (или на черную корову) задом наперед, ноги привязывали к животу животного, на шею накидывали черную старую кошму и в таком виде водили по всему аулу, от дома к дому. Люди презрительно плевали провинившемуся в лицо. Детей и молодежь такое жестокое наглядное зрелище заставляло задумываться.

Жаза
"Жаза"-наказание. После совета биев по вынесенному решению обвиняемый должен нести "жаза"-наказание. Это либо "дуре салу" (бить розгами), о котором рассказывали выше, либо провинившегося сажали на ишака и возили по всему аулу. Умершему от алкоголя тоже есть "жаза": его не хоронят вместе со всеми, а погребают в ста шагах от других. Если "жаза" несет женщина (неверность), то ее лицо мажется сажей ("карабет" - букв. - кара - черный, бет - лицо), или обрезают косы, или муж объявляет "талак" (развод). По обычаю, если человек изменил своей вере, то все его имущество подлежит конфискации и раздается людям.

Жекпе-жек
Военная традиция, поединок. Раньше войны начинались с "жекпе-жек" батыров двух сторон. На таких турнирах один из них неизменно погибал. Несмотря на это, батыры никогда не отказывались от "жекпе-жек". Национальные батыры Кабанбай, Богенбай, Олжабай, Малай-сары, Наурызбай и другие не раз выходили победителями в подобных турнирах. Цель - победа. У поверженного же забирали коня и оружие. В стихах, поэмах, жырах про батыров "жекпе-жек" описывается особенно подробно, красноречиво.

Жиен курык
Подарок ребенку дочери. Дети, рождаемые дочерью, называются "жиен". По традиции нашего народа ребенку дочери, то есть "жиену", положен традиционный "жиенкурык" (подарок). "Нагашы" (родственники со стороны матери) не должны отказывать "жиену" и выполняют его просьбы 3 раза. "Жиена" никогда не обижают и обходятся с ним всегда почтительно.

<input type="text" value="Re[2]: Из традиции казахского народа"/><input type="text" value="&lt;i&gt;Терис бата Проклятие. Хотя оно и носит название "бата", это один из видов наказания. "Терис бата" давали отцы своим детям, не оправдавшим их доверия или опозорившим своих родителей, что считалось недопустимым: руки держали тыльной стороной перед липом и произносили страшные слова проклятия. Это не смывалось и оставалось пятном на следующих поколениях. Таких людей сторонились, не любили. Байлау "Байлау" (от слова "байла"-привязать что-либо), на ходку или добычу нужно уступить, подарить своему попутчику, другу. Этот обычай казахи называют "байлау". Человека, нарушившего данный обычай, считали нарушителем дисциплины. "Байлау"- проявление щедрости, знак уважения, как обычая, так и рядом находившегося человека. Однако по примете первая добыча первенца охоты никому не уступается. Баутагар Как было указано выше, охотники свою добычу "/>

 

 Жолаяк
Угощение перед дорогой. Перед дальней дорогой уезжающие, зарезав барана, приглашают к себе на "жолаяк". Цель такого приглашения - пожелание благополучного возврата, достижение цели в поездке. "Жолаяк" заканчивается традиционным "бата" (благословение).

Жылу
"Жылу" - материальная помощь. Людям, пережившим стихийные бедствия, несчастья (пожар, наводнение и пр.), оказывали материальную, моральную, финансовую поддержку. Для этого не обязательно быть родственником или близким. Для возмещения ущерба пострадавшим выделяли скот, жилье, одежду и пищу. "Жылу" (от слова жылы - тепло) - проявление человечности, доброты, сочувствия.

Жыртыс
"Жыртыс" (каде - презент)- обычай, выполняемый женщинами. На свадьбе среди прочих "каде" со стороны невесты в сундук специально кладется кусок ткани для "жыртыс". При "сандык ашар"(сандык - сундук, ашар - открывать) эту ткань поровну делят и раздают всем присутствующим женщинам. Это и называется "жыртыс". "Жыртыс" раздают и в других случаях, когда приглашают на "кудайы" или при намазе об умершем, если он прожил достойную и долгую жизнь.

Каде
"Каде" (презент). На тоях, больших праздниках и во время игр победителям, приглашенным гостям раздают подарки. В народе это называют "каде". А на свадьбах, при сватовстве "каде" - неотъемлемая обязательная часть торжества. Каждый имеет право требовать себе "каде". Отсутствие же "каде" - неуважение, пренебрежение традицией, нарушение обычая. В казахской национальной культуре видов "каде" очень много: "той каделери", "тойбастар"(начинающему той песней), "айттык" (каде во время айта), "коримдик" (подарок за увиденную только что невестку, новорожденного и т.п.), "жыртыс". При сватовстве: каргыбау, шаге-шапан, калын мал, бата аяк, оли-тири, куйрык-бауыр, сандык ашар, куда тартар и т.д. Есть "каде", связанные с зятем -куйеу каделер?: есик кору, ентикпе, балдыз коримдик, куйеу табак, сут акы, атбайлар и т.д. "Балага арналган каделер" (детям): ат кою, киндик кесер, бес?кке салу, кыркыдан шыгару, тусау кесер, кер?мд?к и т.д. При ритуалах: садака, жыртыс, арулау, киим беру, дуга окыту и т.д.

Кек алу

Месть. В прошлом нашего народа частыми явлениями были "барымта" (угон скота), "жауласу" (вражда), что приводило к кровопролитию. Когда при этом погибали люди, следовала "кек алу" (месть). Мужчины, с чьей стороны погибал человек, придерживаясь принципа "канга-кан, жанга-жан" (кровь за кровь), в отместку тоже убивали, производили набеги на аул. Батыры убивали своего заклятого врага, и это означало полную победу. "Кек алу" считалось геройством. В противном случае мужчина выглядел трусом, как человек без чести. Один из основоположников степных законов Каз-дауысты Казыбек "канга-ган"(кровь за кровь) заменил выплатой "кун" - это плата за убийство или увечье.

Коримдик
Подарок, который полагается давать за увиденных впервые молодую невестку, новорожденного, верблюжонка. "Коримдик" - от слова "кору" - смотреть, видеть. Значение же обычая не в том, чтобы взять или дать подарок. "Коримдик" служит для выражения добрых намерений родственников, близких. "Байгазы" и "коримдик" - разные понятия. "Коримдик" дается за людей или животных; "байгазы" - за обновку или какие-либо другие вещи, предметы.

Коштасу
Плач. Есть 3 вида "коштасу":
1. По старинному обычаю замужняя женщина в первый год замужества не имеет права появляться дома, где выросла. Это делалось для того, чтобы она привыкла к новым родственникам. Однако братья и сестры навещали ее. И тогда девушка встречала родственников плачем-песней, в котором высказывала свои радости, обиды, просьбы.
2. Женщины, живущие далеко от своих родных, тоже встречали их плачем-песней.
3. При кончике близкого человека родственники с горьким плачем встречают приезжающих. Мужчины при "коштасу" не причитают.

Коз тию
"Коз тию" (порча, сглаз). По поверью на хорошего человека, на младенца, на быстроногого скакуна, на красивую девушку может быть наведена порча, сглаз. Победителей на состязаниях, скакуна, выигравшего на "байге", на тоях стараются не показывать, боясь сглаза. Лицо малыша, по этой же причине мажут сажей (пальцем наносят на лоб или на щеку). Если на молодую сноху, на малыша смотрят с завистью, то такого человека заставляют сплюнуть. В подобных случаях говорят "сук-сук", или "тфа-тфа", при восхвалении кого-либо "тил аузым таска", чтобы не навести порчу. Обычно после сглаза, порчи человек или скот неминуемо заболевают.

Кокпар
Национальная спортивная игра, где испытываются ловкость, сила, смелость, удаль участников "кокпара". В народе "кокпар" называют "кок бор?" (смысл, сравнение с волкодавом). В "кокпар" состязаются во время торжественных мероприятий, на праздниках, как айт, той, ас. На "кокпар" выходят при полной упряжке лошади и в скаковых доспехах. Участникам для игры выделяется козленок, а то и теленок. Такой вид "кокпар" называется "такым тартыс" - испытание на усидчивость в седле, управление лошадью, а главное - силы. В "кокпар" также участвуют 10-15 джигитов. Это называется "дода" - групповое состязание. По правилам игры на полном скаку кокпар поднимают с земли и стараются отвезти к порогу почтенного аксакала или многоуважаемого человека. Соперники стремятся перехватить и отвезти к своим почитаемым людям. В победители выходят ловкий, сильный джигит - наездник и крепкий, хороший скакун. "Байге" для степных казахов является эмоциональным состоянием, а "кокпар" - высшим душевным удовлетворением, как для участников, так и для зрителей. Иногда бывают и смертельные исходы, и спорные моменты, однако гордость и азарт заставляют забыть об опасности. В Старину были сильные кокпарщики, которые утаскивали соперника вместе с лошадью. В этих играх принимают участие прошедшие подготовку скакуны и наездники. Поэтому призеры, победители "кокпара" премируются значительно и богато.

Конил сурау
Узнавание о здоровье. "Исцеление больного - доброе приветствие здорового"-говорится в народе. Справиться о здоровье заболевшего, оказать ему помощь - знак благородства и человечности. Человек, пришедший справиться о здоровье больного, говорит ему обнадеживающие слова ("да покинет вас ваш недуг вскоре"), внушает ему надежду, вселяет веру в исцеление, в выздоровление. "Конил сурау" - узнавание о здоровье - знак уважения, почета. В неурочное время, то есть в вечернее, ночью, поздно вечером не приходят справляться о здоровье. Тяжелобольным людям, лежачим, прикованным к постели не говорят про неприятные новости, касающиеся их родных или гибели близких. В хадисах Мухамбет Пайгамбара упоминается один из шести заветов-узнавание о здоровье знакомых и близких.

Кун санау
Дни исчисления. Следуя восточному научному методу, казахский народ отчисление дней начинает с субботнего дня. "Кун санау" в недельном распределении включает в себя 7 (семь) дней. В народном понятии каждый день недели несет в себе определенный смысл и имеет свои воспитательные особенности. К примеру, для начинаний каких-либо дел или для поездок удачной считается среда (сарсенби). Бейсенби (четверг), жума (пятница) - дни вероисповедания. В эти дни каждый человек обязан быть чисто одетым, вежливым, почтить память усопших и прочитать поминальную молитву. В системе исчисления дней каждый день имеет свои названия: сенби - суббота, жексенби - воскресенье, дуйсенби - понедельник, сейсенби - вторник, сарсенби - среда, бейсенби - четверг, жума - пятница.

Ай санау
Месяцеисчисление. Год делится на 12 месяцев, что и называется "ай санау". "Ай санау" - издавна установленный общепринятый обычай. Название каждого месяца соответствует временам года, явлениями природы, также народному понятию. Степные знатоки учли хозяйственные, экономические, астрологические значения. По древнему астрологическому направлению каждому месяцу есть соответствующие названия звезд. Это называется "жулдыз ай" - "звезда месяца". В южных регионах Казахстана нынешние наименования месяцев носят названия звезд - "жулдыз ай". В каждом месяце есть своеобразные климатические условия, изменения. Эти изменения народ называет "ай амалдары" или "амал" - причуды природы, особенно в холодные месяцы года. В народе были люди, которые могли исчислять перемены погоды по месяцам. В казахском народе годоисчисление начинается с месяца наурыз (март).

Жыл санау
Годоисчисление. Мудрость народа можно увидеть в точности учета годоисчисления. Нужно отметить, что годоисчисление, основываясь на науке Востока, как и месяцеисчисление, определялось числом 12. В году 12 месяцев. Начало года - год мыши. Каждому дню, месяцу, году давалось четкое определение. К примеру, год зайца (коян), мешин (год обезьяны) всегда были тяжелыми для народа; год мыши (тышкан), кой (год барана), свиньи (доныз) - благодатными. Тяжелым годом (особенно для хозяйства) считался год коян (зайца). В памяти народа запечатлелись самые тяжелые годы и они совпадают с годом коян (год зайца). В прошлых веках бывали народные бедствия именно в год зайца: "Ак коян"-голый год, "такыр коян", "жалпак коян"-долгий год. Год зайца совпадал с неурожаем, падежом скота, голодом народа. Дни, месяцы, годоисчисление -показатель народной мудрости, почерпнутой из жизненной практики.

Жыл кайыру
Летоисчисление. Самый выгодный и удобный вариант в исчислении возраста человека. По старинному летоисчислению, чтобы вычислить свой "мушел" (один мушел составляет 13 лет), необходимо свой возраст разделить на 12. Если возраст делится без остатка - вы рождены в год обезьяны (мешин), если остаток 1 год, то год курицы (тауык), остаток 2 года - год собаки (ит), 3 -год свиньи, 4 -год мысли (тышкан), 5 - год коровы (сиыр), 6- год барана (кой) и т.д. Начало года - месяц наурыз. Следует помнить, что летоисчисление, как и годоисчисление, начинается с месяца наурыз. Начало года - Год мыши: 1) Тышкан (мышь), 2) Сиыр (корова), 3) Барс, 4) Коян (заяц), 5) Улу (улитка), 6) Жылан (змея), 7) Жылкы (лошадь), 8) Кой (баран), 9)Меш?н (обезьяна), 10) Тауык (курица), 11) Ит (собака), 12) Доныз (свинья).

Калау
"Калау" (смысл - получить, взять приглянувшуюся вещь). Понравившуюся хорошую лошадь или какую-либо вещь можно приобрести путем "калау". Придя в дом, нужно сказать о своем "калау" (желании), но при этом следует сделать хороший подарок хозяину или его детям.

Казан шегелеу
"Казан шегелеу" (буквально: казан - казан, шегелеу- клепать). Хорошие знакомые, близкие люди, собравшись, идут к кому-либо из своих друзей и говорят, шутя, что пришли на "казан шегелеу". Хозяин, принимая шутку, отвечает этим же: <Хорошо, что догадались сами, а то мы собрались искать мастера, который починил бы наш казан". И готовит для них угощение. "Казан шегелеу" значит "пришли в гости". Этот обычай показывает гостеприимство и щедрость казахского народа.

Каргыс
"Каргыс" - проклятие. Самые тяжелые проклятия - это проклятия предков. "Терис бата" отца и матери, когда она сцеживает грудное молоко в небо (ак сутин кокке сауу). Необузданных, распущенных детей родители проклинали именно таким образом, и это становилось несмываемым позором. В обиходе проклинают не только людей, но и скот, и любую вещь. "Каргыс" высказывается при гневе, мести, злости. Но есть еще понятие "каргану" - клятвенное заверение в невиновности.

Коргану
Клятвенное заверение в невиновности. У казахов есть "каргыс"(проклятие) и "каргану". Когда человека обвиняют в несовершенных преступлениях, он в доказательство своей невиновности клянется (карганады). К примеру, "клянусь Кораном", "да буду я проклят", "клянусь Аллахом" и пр. Такие слова может говорить действительно честный и чистый человек. Слова "коргану" тяжело говорить, ибо они произносятся в свой адрес. Поэтому "каргану" применяется в крайнем случае.

<input type="text" value="Re[2]: Из традиции казахского народа"/><input type="text" value="&lt;i&gt;Жолаяк Угощение перед дорогой. Перед дальней дорогой уезжающие, зарезав барана, приглашают к себе на "жолаяк". Цель такого приглашения - пожелание благополучного возврата, достижение цели в поездке. "Жолаяк" заканчивается традиционным "бата" (благословение). Жылу "Жылу" - материальная помощь. Людям, пережившим стихийные бедствия, несчастья (пожар, наводнение и пр.), оказывали материальную, моральную, финансовую поддержку. Для этого не обязательно быть родственником или близким. Для возмещения ущерба пострадавшим выделяли скот, жилье, одежду и пищу. "Жылу" (от слова жылы - тепло) - проявление человечности, доброты, сочувствия. Жыртыс "Жыртыс" (каде - презент)- обычай, выполняемый женщинами. На свадьбе среди прочих "каде" со стороны невесты в сундук специально кладется кусок ткани для "жыртыс". При "санд"/>

 

Карашанырак
"Карашанырак"-юрта или дом. Дом - наследие, переходящее потомству. Он считается священным, почтенным. К нему всегда относятся с уважением и почитанием. Наследник - по обычаю самый младший сын. Старшие сыновья отлепляются от отцовского очага, а младший сын остается при "карашанырак". Блюсти все обычаи и традиции входит в обязанность наследника, то есть младшего сына, как при живых родителях, так и после их кончи ны. Если "карашанырак" принадлежит батыру, бию, мулле или другому почитаемому человеку, то люди перед дальними поездками, походами, паломничеством или приехавшие издалека специально заходят в этот почитаемый дом, чтобы получить напутственное благословение или отдать свои почести, поздороваться или попрощаться. "Карашанырак" знаменитых людей не забывают в течение столетия.

Кап кагар
К концу зимы, в начале весны мясо "согым" кончается. Оставшееся мясо складывают в мешок и в этот же день варят мясо и приглашают небольшое количество людей в гости. Это называется "ет кайтар", что означает "мяса осталось мало". На самое последнее мясо, находящееся в мешке, приглашают соседей и вместе угощаются, что и называется "кап кагар" - "встряхивать мешок".

Конагасы
"Конагасы" (конак - гость, ас - угощение). Казахский народ славится своим гостеприимством. Встретить гостя с почетом, угостить его - знак щедрости. Все самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Гостей делили на три вида. "Арнайы конак" - специально приглашенный или приехавший, "кудайы конак" - случайный путник, "кыдырма конак" - специально ждавший и пришедший на угощение. Человека, не давшего "конагасы", штрафовали (штраф - лошадь, верблюд и т.д).

Конак каде
"Конаккаде" (конак - гость; каде - презент). Хозяин дома имеет право попросить своего гостя выполнить "конаккаде", то есть спеть песню и т.д. По традиции казахи с ранних лет учили своих детей красноречию, играть на музыкальных инструментах, петь, слагать стихи. "Конаккаде" - испытание гостя в искусстве, а также залог веселого застолья.

Корыктык кую
"Корыктык кую" (букв. - вливание ртути). Сильно перепугавшегося человека лечили путем "Корыктык кую". В небольшой посуде расплавляли свинец, другую посуду, обмазав жиром, держали наготове. Больного сажали, подходили к нему сзади и переливали свинец из посуды в посуду над его головой. В народном поверье в остывшем свинце оставалось изображение того, что напугало больного, после чего человек выздоравливал.

Кыз алар
"Кыз алар"- букв. берущий девушку. На торжествах, тоях молодому джигиту, собравшемуся жениться, преподносили чашу (табак) с мясом -"кыз алар". Это примета. Подававшей "кыз алар" женщине положен подарок. Этот обряд встречается на юге, реже или полностью отсутствует в центральных и северных областях Казахстана.

Кумалак салу
Гадание на косточках. Количество косточек должно быть равно 41. Использовали косточки хурмы, абрикосов или овечьи катышки. Но для косточек не годятся, к примеру, козлиные катышки. Секреты гадания на косточках разнообразны, здесь имеются свои термины, названия. В народе немало опытных гадальщиков, которые постигли эту тайну. К примеру, в Торгайской области (ныне Костанайской) в Амангельдинском районе - Гульмайра, в городе Аркалыке - Майра, в Кийминском районе - Шерхан, имена которых широко известны в регионе.

Кун
"Кун" - стоимость. При ссорах, барымте дело иногда доходило до убийства. Виновный или его сторона обязаны в таком случае выплатить "кун". Аксакалы и бии обеих сторон, обсудив, выносят решение, в каком размере должен выплачиваться штраф (кун). Если потерпевшая сторона согласится, отказавшись от мести (канга кан - кровь за кровь), то обговариваются условия и срок выплаты. По закону Аз Тауке "Жети жаргы" за погибшего мужчину платили 100 лошадей, 50 верблюдов, 1000 овец, а за женщину - половину вышеназванного штрафа. При выкидыше у женщины виновный должен был выплатить "кун"- 1 лошадь или 1 верблюда. При переломе большого пальца - 100 овец. Мужеубийство приговаривалось к смертной казни. Без прощения родственников мужа провинившаяся женщина не может отделаться выплатой штрафа.

Кутты болсын айту
"Кутты болсын айту" - поздравлять. Это древний обычай - говорить "кутты болсын!" при рождении ребенка, женитьбе сына и т.д. Широкоупотребляемое традиционное пожелание достатка и благополучия, пожелание гостей, знак доброго расположения, умение вместе радоваться.

Курдастык калжын
"Курдастык калжын" (букв, курдас - ровесник, калжын - шутка). Люди, родившиеся в один год, то есть ровесники, должны быть дружными. В казахских национальных традициях они любят подшучивать друг над другом, даже за спиной. Одногодки, родившиеся в один месяц и в один день, называются "туйдей курдас", то есть настоящие, истинные ровесники. Жены "курдас" тоже считаются "курдас", и дети не остаются в стороне. Если отцы "курдас", то и дети "курдас". В устном народном творчестве часто пересказываются шутки и смешные выходки ровесников друг над другом, при этом обмжаться было не принято, следовало стараться «переплюнуть» своего курдаса

Салт
"Салт"- традиция. У каждого народа традиции складывались веками, исходя из религии, веры, быта, национальных особенностей. Любая нация живет традициями. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. Для казахов традиции и обычаи являлись законом. Невыполнение требований и правил, пренебрежительное отношение к традициям и обычаям карались этими же традициями. К примеру, той, наурыз коже, конакасы, шашу, ерулик - наши традиции предков, а применение их в жизни мы называем "гурып". Традиции, применяемые в жизни, традиции искусства, истории, культуры - это великое наследие нашего народа. Роль традиций и обычаев в воспитании поколений огромна.

Сал-серилик
"Сал-серилик" - яркий показатель культуры и искусства казахского народа. Это умение слагать стихи, исполнять их в сопровождении мелодии, умение быть певцом, чтецом. А еще почетное звание "Сал" или "Сери" дается человеку, который обладает такими качествами, как щедрость, честность. Эти звания несколько отличаются друг от друга. Особо талантливый человек, который один может заменить целую театральную труппу, это "Сал". Он роскошно одет, его походка, стан, поведение выделяют его из обычных людей. "Сери" - тоже певец, импровизатор, акын. Но ко всему прочему он прекрасный охотник. Он умеет тренировать ловчих птиц так же хорошо, как и быстроногого скакуна. "Сери" - меткий стрелок, борец, мастер, прекрасный и красноречивый оратор. Не каждый может стать "Сал" и "Сери". Эти люди должны быть богатыми, любить и ценить искусство, быть мастерами на все руки. Их присутствие обычно превращается в той, праздник, веселье, смех, песни. Народ всегда относился к ним с большой любовью и уважением. Они являются национальной гордостью.

Сауга
"Сауга" (смысл. - освобождение на поруки, залог). Для приговоренного к смертной казни или наказанию просили "сауга", то есть помиловать или облегчить меру наказания. "Сауга" просили авторитетные люди, и их просьбу не оставляли без внимания. Просящий "сауга" платил "кун", возмещал ущерб и призывал обе стороны, истца и ответчика, к перемирию.

Саумалык
Пожелание. По весне, когда возрождается матушка-земля и наступает Наурыз, каждый человек излагает свои пожелания, благословения -"бата" - стихами.

Сауын айту
Официальное извещение о проведении большого тоя или аса. Об этом заранее оповещают (за несколько месяцев или год) аулы, ру, жузы. Это не просто приглашение, а оповещение о том, чтобы приглашенные прибыли в назначенный срок, придерживаясь своих традиций и обычаев, то есть явились со своими батырами, борцами, быстроногими скакунами, акынами, певцами-импровизаторами, с заготовками (мясо, кумыс и т,д.).

Саркыт
"Саркыт" - остатки. После айта, тоя, праздников женщины, бабушки брали остатки конфет, баурсаков с праздничного дастархана для детей и внуков. Остатки мяса в чаше (табак) тоже называют "саркыт". Воспитательное значение - чтобы не было кощунственного отношения к пище, еде.

Салем беру
"Салем беру", "салем ету" - приветствовать, приветствие. По национальной традиции путник с дальней дороги или житель аула специально приходил к аксакалам или уважаемым людям для приветствия. Относительно мужчин говорится "салем берди". Есть несколько видов приветствий:

1. Путник, прибывший издалека, или аулчанин специально идут поздороваться (по возвращении) с аксакалами, уважаемыми людьми аула.
2. В знак уважения к свекру (ата), свекрови (ене) и другим родственникам мужа невестка, согнув колени, делает "салем" (салем ету). "Салем ету" невестки -приличие, знак почета и уважения к родителям мужа.
3. Есть такое народное поверье: при шейном остеохондрозе, когда человек не может повернуть голову, больной, чтобы исцелиться, должен сделать <салем> (легкий поклон головы) за спиной высокочтимого человека. Такой вид "салем ету" всегда сопровождается веселым смехом, острыми шутками.

Салемдеме
Гостинец. Соответствующая казахскому характеру традиция - "салемдеме". Это знак взаимоуважения. Давно не встречавшиеся люди дарили в виде "салемдеме" драгоценности, дорогие сувениры, угощения, зачастую мясо "согым". Вовсе необязательно, чтобы "салемдеме" была дорогой вещью. Здесь дорого внимание. Получивший <салемдеме> несказанно рад, он дает "бата" (благословение), говорит добрые слова, на радостях делится гостинцами с соседями и друзьями.

Согым басы
Приглашение на "согым"(мясо, заготовляемое на зиму). Резать "согым" на зиму - древний обычай народа. Состоятельные люди резали на "согым" несколько голов скота. А приглашать на <согым басы> - обязательная традиция. Зовут аксакалов, соседей, друзей отведать молодое, сочное мясо "согыма", за дастарханом ведутся поучительные разговоры, беседы. Уходя, хозяину "согыма" желают всего наилучшего и дают "бата".

Суйек жангырту
В традициях казахского народа часто встречаются понятия "суйек жангырту", "суйек шатыс". Это связано с созданием новой семьи и сватовства. Люди, ставшие однажды сватами, продолжают свою традицию сватовства, что и называется "суйек жангырту". Это означает, что сватовство продолжается (к примеру, первый сын, женившийся на старшей дочери, а второй - на младшей и т.д.). Вообще казахи раньше не нарушали традицию сватовства. Представители ру (родов) следили за этой традицией и иногда напоминали при надобности. Двум соседствующим жителям аула, ру, жузов оно способствовало взаимоуважению, единению, регулированию социального положения людей.

Суйинши
"Суйинши" - оповещение радостной вести. При радостной вести оповещающий с возгласом "Суйинши!" просит его отблагодарить. В итоге хозяин говорит "бери чего пожелаешь" или дарит хороший подарок. При словах "Суйинши", сразу понимают, что человек пришел с добрым известием.

<input type="text" value="Re[2]: Из традиции казахского народа"/><input type="text" value="&lt;i&gt;Карашанырак "Карашанырак"-юрта или дом. Дом - наследие, переходящее потомству. Он считается священным, почтенным. К нему всегда относятся с уважением и почитанием. Наследник - по обычаю самый младший сын. Старшие сыновья отлепляются от отцовского очага, а младший сын остается при "карашанырак". Блюсти все обычаи и традиции входит в обязанность наследника, то есть младшего сына, как при живых родителях, так и после их кончи ны. Если "карашанырак" принадлежит батыру, бию, мулле или другому почитаемому человеку, то люди перед дальними поездками, походами, паломничеством или приехавшие издалека специально заходят в этот почитаемый дом, чтобы получить напутственное благословение или отдать свои почести, поздороваться или попрощаться. "Карашанырак" знаменитых людей не забывают в течение столетия. Кап кагар К концу зимы, в начале весны мясо "согым" кончается. Оставшееся мясо складывают в меш"/>

 

Сыбага
"Сыбага" - доля. Для почетных гостей или близких и родных всегда хранится часть (муше) мяса. К примеру, аксакалам, сватам преподносится бас, жая, жамбас, белдеме, омыртка, то есть самое вкусное мясо. Для свах, девушек, зятьев, детей также хранится причитающаяся им часть (муше). По казахской традиции, каждому человеку, приезжему, останавливающемуся на ночлег у кого-либо, положен "сыбага". В противном случае он имеет право осудить хозяина, обидеться на него.

Оли сыбага
"Оли сыбага" - благотворительность рыбаков. У казахского народа есть прекрасный обычай не забывать семьи покойных, проявлять постоянную заботу о них. Одиноким, вдовам, которые остались без кормильцев, рыбаки преподносят долю улова. На это никто не имеет права обижаться или противиться такой заботе. Этот обычай - установленный закон. В казахских степях всегда проявляли благотворительность. К примеру, после уборки урожая, охоты, в виде скота, в форме имущественного надела. Так и "оли сыбага" - благотворительность рыбаков, которые жили на побережьях рек, озер. Каждый считал своим посильным долгом проявлять подобные акции гуманности, высокой гражданственности.

Табак тарту
Угощение национальным блюдом. Во время тоя, аса, праздника преподнесение гостям национального блюда - искусство, которое требует умения, знания. Каждый "табак" (плоская чаша для мяса) должен соответствовать возрасту, положению гостя. Это подразделяется: "бас табак" - главный табак, "сый табак" - почетный табак, "куйеу табак" - табак для зятя, "келин табак" - для снохи, "жастар табагы" - для молодежи и т.д. "Бас табак" преподносится уважаемым, почетным гостям, сватам и он сервируется: бас - голова, жамбас - бедренный мосол, белдеме - позвонковый мосол, казы, карта и т.д. "Сый табак" - аналогичен "бас табак". Для молодежи, для невесток - иным образом: позвонковый мосол, грудинка и т.д. "Табак тарту" не только традиция, но и показатель умения, соблюдения приличия, гостеприимства и культуры почитания старших, гостей. Считается невежеством незнание, несоблюдение сервировки "табак" каждому гостю по его заслугам и почитаемоеT. Гостям любого ранга и возраста не преподносится середина бедренного мосла крупного скот.

Танба
Тавро, метка. "Танба" служило для определения жуза, рода. "Танба" отражалось на надгробных памятниках, на флагах ру, батыров (иногда и на доспехах), на камнях. Аз Тауке хан в "Жет? жаргы" издал закон, что каждый род должен иметь свою различите&#1083


Источник: http://maxpark.com/community/5126/content/1705329



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

К чему снится Парикмахерская во сне по 90 Когда делать скраб а когда пилинг


Стрижке волос по дню рождения Казахи-традиции и обряды Казахи
Стрижке волос по дню рождения 8
Стрижке волос по дню рождения Healthy Joy Екатеринбург
Стрижке волос по дню рождения Выкуп невесты: оригинальные идеи
Стрижке волос по дню рождения Гелевые ногти: технология наращивания
Стрижке волос по дню рождения Диодная лазерная эпиляция : Цены и
Стрижке волос по дню рождения Как чистить зубы малышам? - От года до двух лет
Конкурсы для взрослых вечеринок, веселые конкурсы для Модный макияж весна лето 2017 ФОТО Одежда для девочек от 2 до 16 лет La Redoute Оттеночный бальзам для волос Тоника РоКОЛОР - «Тысяча и одна Пластиковые ящики для склада, производство


Похожие новости



Дата: 11.09.2017, 09:36 / Просмотров: 92435